07.04.2012 в 08:56
Пишет  Голландская рулетка:

Седьмое апреля
"Цвет".

"Цвет", говорила моя учительница живописи, "это освещение плюс объект". Казалось бы, очевидное вполне утверждение. Потому что объект и освещение рассказывают о том, что изображено и где. И тогда это — целая история.
Наверняка, рассматривая картины, вышивки, панно, вы замечали, что цвет создаёт настроение. Радостные тона свежего весеннего утра и тревожные оттенки предгрозовых минут, холодные и неуютные. Цвет рассказывает историю, ту, которую хотел рассказать художник. Например, Вики Макмарри утверждает, что цветовая гамма художника связана с тоном его кожи, описывая личную связь творца и его произведения. Почему бы нет, раз живописец рассказывает историю, это его история, часть его жизни или опыта. Более того, для каждого зрителя она тоже будет своя. Это зависит от настроения и от ассоциаций, от множества вещей.
В живописи сочетание технических приёмов работы с цветом и стремление передать настроение, эмоцию, сюжет — равно важны и увлекательны. Так, если нужно передать ощущение свободного пространства, воздуха и прохлады, следует использовать сочетание тёплого тона земли и холодного, не слишком насыщенного оттенка неба — серо-голубого, и обязательно показать местность в нескольких планах — холм ближе к зрителю, ровный участок далее, и горы на заднем плане, например. Каждый следующий план вбирает в себя больше неба, его насыщенность ослабевает, детали практически исчезают, оставляя только контур. Так достигается глубина, а холодные тона оставляют ощущение прохлады. И тогда, если зритель отмечает свежесть, простор — настроение передано и работа удалась.
Однако такие тонкости осваиваешь далеко не сразу. Иногда получается достичь того же, ещё не зная всех законов — пользуясь собственным чутьём, стараясь передать ощущение. В точности вот такой принцип:



И если мимику мы знаем по себе, то тон лесистого склона горы на рассвете — это нужно видеть. Поэтому наблюдение цвета — это часть рисования, и очень важная. На уроках нам ставили постановку из нескольких предметов, а потом давали задание — перечислить цвета, которые мы там видим, оттенки, рефлексы, тени, описать это всё в словах. Чем дальше, тем, к своему удивлению, больше мы там обнаруживали.
А потом, по итоговым работам, мы обсуждали настроение. Выяснялось, что кто-то подавлен и потому переборщил с тёмными и холодными тонами, кто-то, напротив, весел и полон надежд: в его работе соседствовали яркие, сочные цвета. А кувшин на постановке, между прочим, был один и тот же. В работе он обрастал историей своего создателя. А потом историю читали сотоварищи.
В завершение — вот несколько иллюстраций одного из цифровых художников. Небольшая зарисовка, насыщенные тона, краткая история в деталях, исполненных разными цветами. От каждой — своё ощущение, чем внимательнее всматриваешься, тем лучше его ощущаешь. Я предлагаю упражнение на чувство цвета и воображение: попробуйте рассказать самому себе историю о понравившейся иллюстрации (а если не нравятся эти, можно выбрать любые другие); потом постарайтесь разобраться: почему сюжет именно таков, какие цвета вызвали такие переживания. Этот опыт, обещаю, не пройдёт впустую — умение использовать цвет можно применять не только в рисовании, но и в разных мелочах. Быть может, зелёный коврик для мыши вместо чёрного способен улучшить настроение.



Рулетка запускается!



URL записи